Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Занятия с детьми

Доброта для души то же, что здоровье для тела: она незаметна,

когда владеешь ею, и она дает успех во всяком деле.

Л.Н. Толстой

Помощь ближнему, особенно если она своевременна и организована разумно, способна принести много пользы как нуждающемуся, так и оказывающему ее, ибо создает уникальные условия для приобретения жизненного опыта. И особенно важна она, когда речь идет о педагогике детей со специальными потребностями.

Количество детей, которые  рождаются или в раннем возрасте приобретают качества, которые ограничивают их интеллектуальное и физическое развитие, растет. Когда родитель узнает о факте ограничений в развитии своего ребенка, это оказывается стрессовым, эмоционально кризисным моментом, в котором остро входят во взаимодействие чувство любви и с чувством растерянности, испуга, может быть гнева. Это реакция на незнакомую ситуацию. Для того чтобы этот стресс не оказывал деструктивное воздействие на дальнейшие отношения с ребенком и социальной средой необходимо точное понимание одного простого факта: как часть природы, всякий человек вне зависимости  от его особенностей может учиться, может воспринимать и запоминать, а, следовательно, усваивать новое. Ребенок с ограниченными возможностями, как это не парадоксально, имеет неограниченный потенциал развития, но оно, это движение по пути обучения, обладает свой спецификой.

Необходимо понимать, что у ребенка есть определенный уровень активности – зона актуального развития. Иными словами – это то, что  ребенок уже сейчас умеет. Именно сейчас он умеет двигать руками, следить взглядом за предметами, смеяться, когда слышит понравившийся ему звук. Это база для дальнейшего развития. Отталкиваясь от нее при взаимодействии с ребенком можно обнаружить зону ближайшего развития – тот потенциал, который с минимальной помощью взрослого может быть реализован. Это то, что ребенок сможет завтра делать сам.  Но структура развития такова, что без помощи родителя или педагога ребенок не может усвоить то, что кажется порой столь простым – ходить, читать или даже более простые вещи – говорить или долго удерживать внимание, ведь это все не есть естественные формы, но результат усвоения достижений культуры в процессе воспитания.

Дети с ограниченными возможностями могут активно развиваться, приобретать навыки, раскрываться личностно, ведь у них есть свои способы реагировать, выражать чувства, к которым нам нужно прислушиваться и от которых нужно отталкиваться.

С марта 2013 года мы, студенты и сотрудники кафедры Психологии и Безопасности Жизнедеятельности ИКТИБ ЮФУ сотрудничаем с Организацией и взаимодействуем с детьми. Каждый ребенок нашей группы обладает своими уникальными личностными чертами, что задает ритмику взаимодействия с ним. Каждый из них учит нас, как выстроить с ним взаимодействие, чтобы обучение проходило эффективно. Это требует творческого и гибкого гуманистического подхода в планировании и организации занятий.

Выбранный способ взаимодействия – групповой, где дети выполняют задания, направленные на поддержание и развитие функций крупной и мелкой моторики, внимания, памяти, абстрактного мышления. Они в процессе создания рисунков, поделок из бумаги, картона, ткани и других самых разных материалов, решают задачи на классификацию предметов, развивают память, воображение, тренируют внимание и усидчивость.

При выполнении заданий занятия так же они расширяют свои социально-коммуникативные навыки, что включает в себя развитие речевой функции, эмпатии, эмоциональной сферы за счет взаимодействия с другими ребятами в специально организованных для этого условиях – играх, в которых нужно слышать другого участника, ухватывать его идеи, расширять спектр эмоциональных реакций, лучше понимать собственное состояние.

За время нашей работы с ними нам удалось поспособствовать развитию некоторых функций, включая речевые и моторные навыки, память, эмоциональную сферу. Занятия всегда различны по содержанию и направленности. Базируясь на сохранных функциях, в упражнениях с ребятами мы стараемся сделать на один шаг дальше от наличного уровня. Во многом, в силу уже отмеченного личного своеобразия каждого, это метод проб и ошибок, где одно средство может оказаться более успешным, а другое, несмотря на ожидания и прогнозы – вовсе не сработать.

Здесь не хватает объективных данных, указывающих на эффективность работы, но снятие и обработка такого количества материала, необходимого для ведения статистики, требует индивидуальной работы с каждым, большого количества времени и сил. Таких ресурсов пока нет. Однако наблюдение показывает, что деятельность наша все же приносит свои плоды.